Программа и учеба в Монтессори школе

 

В Монтессори классе дети изучают следующие предметы:

 

    -  Математика и Геометрия,

    -  Русский язык и Литература,

    -  Естествознание, которое включает в себя:

          -  Географию,

          -  Биологию,

          -  Историю,

          -  Астрономию.

 

В особой зоне класса – Лаборатории – дети знакомятся с основами Физики, Химии, Биологии и проводят разные опыты.

 

В начале учебного года дети получают на руки штрихкарты по основным дисциплинам. Штрихкарта позволяет ребёнку увидеть все темы изучаемого предмета целиком и даёт возможность составить свой индивидуальный «маршрут познания» предмета. В итоге, ученик «проходит» всю штрихкарту

и получает все необходимые и системно структурированные знания.

 

Использование штрихкарт даёт замечательную возможность «приподняться» над наполнением предмета, научиться системно планировать и мыслить.

 

Каждый ученик имеет собственный дневник, в котором ежедневно планирует завтрашний день: записывает, над чем собирается работать завтра.

 

Несколько раз в месяц ученик с педагогом проверяют, что было сделано за период. Если какая-то работа осталась невыполненной, проводится анализ того, что помешало выполнить работу

и составляется план ее выполнения.

 

Программа Монтессори образования перекрывает школьную программу, а в некоторых моментах – довольно существенно. Ученики 1-2 класса нередко интересуются темами, которые дети проходят в старших классах. К примеру семи-восьмилетним детям очень интересны знания о работе внутренних органов животных

и человека. В классической школе с анатомией дети познакомились бы только в 8 классе, когда у них уже совсем иные интересы, нежели простое изучение "как это работает?"

 

Первоклассники не ограничиваются счётом в пределах 20. 

С помощью понятных наглядных материалов они сразу учатся производить действия в пределах десятков тысяч и миллионов. Обычным заданием является решение примера  «1542013:4528=». При этом ребенок наглядно представляет размер порядка чисел, с которыми он работает.

 

 

Несколько раз в году в нашей школе проводятся специальные уроки для родителей, на которых они могут попробовать работу

с материалами, почувствовать себя на месте детей.

Программа класса рассчитана на детей от 6 до 12 лет

 

В своё время Мария Монтессори разделила детство ребёнка на три периода: 0-6 лет, 6-12 лет, 12-18 лет. Эти периоды - фазы детства, в которых дети по поведению, умственной и психофизической активности весьма сильно отличаются друг от друга.

 

Возникновение таких периодов – следствие научно доказанного изменения строения мозга и увеличения нейронных связей.

В каждом из периодов ребёнок нуждается в особом поведении окружающих его взрослых, так же, как и в особой среде развития.

 

В 6-12 лет дети становятся активными исследователями мира.

Им необходимо как можно более подробно узнать об устройстве всего, что они видят вокруг. Дети имеют огромную естественную потребность к познанию историй происхождения предметов, традиций и мироустройства в целом.

 

Начало учебного года знаменуется рассказами – так называемыми Большими историями:

 

  - о происхождении Земли;

  - о происхождении жизни на Земле;

  - о происхождении Человека;

  - о возникновении письменности;

  - о возникновении чисел.

 

Смысл этих важных историй - пробудить воображение ребёнка и заставить задавать множество вопросов об устройстве мира.

 

Большая история о происхождении Земли предусматривает проведение множества опытов, иллюстрирующих основные агрегатные состояния вещества и переход из одной фазы в другую.

 

Помимо Больших историй в течение учебного года проводится множество презентаций материалов, в ходе которых показывается работа с материалами. Такие презентации проводятся в первую очередь для детей, которые пришли в школу не из Монтессори садов.

Подготовленная среда

 

В школе все материалы находятся в одном экземпляре. Если ребенку хочется заниматься материалом, который занят, необходимо попросить его у коллеги. Он может и отказать, поэтому придётся подождать. Так ребенок получает жизненный опыт – он учится уважать другого человека, быть терпеливым и, самое главное, вступать в диалог с коллегой для улаживания вопросов. Практика показывает, что все ученики имеют достаточно времени для работы с материалам.

 

Дети занимаются на ковриках, которые аккуратно обходят и сворачивают после работы. Это учит уважению границ другого человека и приучает к аккуратности.

Принципы уважения свободы и соблюдения дисциплины

 

В нашей школе ребенок свободен в выборе обстановки, в которой он занимается. Он может работать там, где ему удобно, как ему удобно (стоя, лёжа, сидя). Работу можно выполнять совместно с другими учениками и тратить на нее столько времени, сколько ребенок считает нужным.

 

Один из основополагающих принципов – уважение друг к другу, уважение к труду другого человека.

 

Каждый ученик должен получить определенный объем знаний, установленный программой, за определенное время. Педагог следит и контролирует процесс обучения. Однако путь достижения цели ребенок выбирает самостоятельно. Он сам составляет свой индивидуальный план на день, неделю, месяц. Педагог, при необходимости, помогает составить оптимальный план и избежать ошибок планирования.

 

В начале года дети самостоятельно составляют «Правила посещения и работы в классе», под которыми ставят свои подписи. Так они учатся быть ответственными за свои решения и поступки.

 

Если возникают острые вопросы, их решает весь класс на общем собрании. Дети сами ставят вопросы и сами их разрешают. Педагог присутствует в качестве секретаря; он может задавать вопросы. Так дети учатся отстаивать свою точку зрения и разрешать конфликты.

 

В среде Монтессори ребенок чувствует себя свободным и быть при этом внутренне дисциплинированным.

 

Именно внутренняя дисциплина дает детям искреннее желание следовать правилам, поскольку они получены из собственного опыта, а не слепо навязаны извне.

© 2015 - 2019 «Королёвская Монтессори Школа»

  • Белая иконка facebook
  • LJ
  • Twitter Social Icon
  • Vkontakte Social Icon