Сензитивные периоды в начальной школе

 

Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.


Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает всё с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

 

Если детям приходится учиться под принуждением, не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка.

 

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но они могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде.

 

Ребёнок до 6 лет обладает так называемым "впитывающим разумом". Он впитывает всю информацию из окружающей среды, в которой находится, хочет он этого, или нет.

В период от 0 до 6 лет ребёнок проходит множество сензитивных периодов, таких как сензитивный период развития речи, развития чувства порядка, развития самостоятельности, развития движений и восприятия мелких предметов, сенсорного развития, социальных навыков.

 

К 6 годам у ребёнка уже в полной мере действуют, а у кого-то уже завершаются сензитивные периоды развития письма и чтения.

 

Развитие сензитивных периодов в возрасте 6-12

 

По сравнению с предыдущей (0-6) и последующей (12-18) стадиями развития ребёнка, вторая стадия (6-12) является периодом продолжительной стабильности. Это период роста без значительных изменений в мышлении и наборе психологических характеристик.Это период относительного спокойствия и душевного равновесия.

 

В социальном отношении дети характеризуются наличием группового инстинкта. Они с непреодолимой силой сбиваются в группы и хотят быть в коллективе.

 

В нравственном отношении данный возраст выражается в стремлении проверить правильность или неправильность чьих-то действий. Постоянно слышится один и тот же вопрос: "Это справедливо?"

 

В эти годы дети выполняют огромную умственную работу.

 

В период от 6 до 9 лет ребёнок становится "Исследователем мира". Он старается испытать этот мир и набрать как можно больше информации. Он проверяет мир на прочность и поэтому именно в этом возрасте дети так любят что-то с чем-то смешать, чтобы получить "взрывчик" (несомненна важность Лаборатории именно в возрасте 6-12).

 

После 9 лет ту информацию, которую ребёнок успел накопить, юный исследователь начинает систематизировать, постепенно превращаясь в маленького "Учёного".

 

Поэтому чрезвычайно важно именно в возрасте от 6 до 9 лет давать ребёнку как можно больше пищи для ума, как можно больше вопросов, которые будут ставить его в тупик. И несомненно важно, чтобы рядом с ребёнком в такой момент оказался неравнодушный взрослый, который может разжечь интерес в его уме.

 

Поэтому роль Монтессори-педагога в возрасте 6-12 из роли наблюдателя переходит в роль сотоварища в желании познать мир.

© 2015 - 2019 «Королёвская Монтессори Школа»

  • Белая иконка facebook
  • LJ
  • Twitter Social Icon
  • Vkontakte Social Icon